Приучаем ходить на горшок с рождения

Сегодня многие мамы используют на практике так называемое высаживание. По сути, они ненавязчиво приучают ребенка с самого рождения чувствовать свои большие и маленькие нужды и «проситься» в туалет (подавать соответствующие сигналы). Действительно ли это возможно? Как организовать высаживание, чтобы он было результативным? Какие существуют секреты высаживания с рождения? Давайте разберемся.

Высаживание малыша – это повседневная практика ухода за младенцем, когда мама помогает ему «сделать дела». Она не приучает ребенка ходить в туалет, а просто время от времени держит его над ванной, помогая «сходить» не под себя, а так, чтобы остаться практически чистым. Этот способ получил и второе название – метод естественной гигиены младенцев.

Практика показывает, что в целом все дети с рождения ощущают позыв в дефекации или мочеиспускании. Более того, многие младенцы просятся в туалет — беспокоятся, плачут непосредственно перед тем, как сделать большие или маленькие дела. Другое дела, что взрослые по большей части эти сигналы не слышат. Мы обычно не верим, что новорожденный может проситься в туалет. Для нашей культуры весьма непривычно, что можно понимать сигналы новорожденного и вовремя его «подержать» над тем местом, куда можно «сходить» (над тазиком, ванной, летом – на улице над травкой).

Тем не менее, во многих странах практика высаживания с рождения – это норма ухода за детьми. Высаживание с рождения распространено в Индии (в том числе в наши дни) и других странах, где сохранились многие нормы традиционной культуры. Дети отлично чувствуют свои нужды, контролируют их, а матери знают, когда их чаду «нужно». Как же на практике успешно организовать высаживание малыша?

Приведем несколько важных рекомендаций:

  • Чем раньше начинают высаживание ребенка, тем лучше. Идеально – с первого дня после родов еще в роддоме. Можно сразу после возвращения из роддома домой.
  • Если Вы узнали о высаживании не сразу после рождения, можно начинать пробовать в любом возрасте. Принцип «чем раньше, тем лучше» сохраняет свою силу. Однако, все дети разные. Многие и в 4-5 месяцев не теряют врожденного желания «сходить не под себя» и прекрасно отзываются на появление в их жизни походов на ванну или тазик.
  • Как организовать высаживание в родильном доме? Можно каждые полчаса держать малыша над маленьким тазиком (попросите родных принеси его), над пеленкой (именно над, положив на колени мамы клеенку и пеленку), даже над раковиной (маленькие дела). Частое высаживание в роддоме поможет избежать опрелостей, послужит отличной гигиенической и закаливающей процедурой и станет лишним поводом для теплого общении мамы и новорожденного.
  • Во время высаживания маме лучше дать грудь ребенку. Это помогает малышу эффективно расслабиться и сделать свои дела.
  • Нельзя торопить ребенка, чтобы он «сходил» поскорее. Это не даст ему возможности расслабиться, даже если он действительно хочет в туалет.
  • Нередко малыш отказывается высаживаться в незнакомом месте (в гостях, в детской поликлинике и т.д.) В этом случае ему понадобится чуть больше времени, чтобы расслабиться и «сходить». Дайте ему грудь, спойте спокойную песенку, слегка покачайте.
  • Помните главное: высаживание – это всегда сотрудничество мамы и малыша. Ребенок подает сигнал – мама помогает ему «сходить»; мама предлагает – кроха делает или не делает. Нет цели приучить «ходить» на тазик, есть цель – оказать содействие и помочь малышу справите его естественные нужны. Ведь он пока не может встать и пойти туда, где можно опорожниться.
  • Нельзя ругать (даже в мягкой форме) малыша, если нечего не вышло. Возможно, Вы просто не уловили его физиологические ритмы, и в данный момент он действительно не хочет. Не стоит заставлять «сходить», говоря «Давай пописаем!». Лучше сказать мягче (или пропеть несколько раз, как песенку): «Если хочешь, писай!», «Если хочешь, какай!», «Не хочешь, не надо, а если хочется, давай пописаем!». Мамины слова и интонации должны подчеркивать свободу выбора ребенка и настраивать малыша, что хозяин процесса – он, а мама – взрослый помощник. Тогда результат будет отличным.

Важно правильно держать ребенка при высаживании. Новорожденного держат в горизонтальном положении, четко фиксируя его тельце в руках мамы. Мама кладет кроху на одну руку (ребенок, по сути, лежит на ее руке: его головка на ее локтевом суставе, ее ладонь – под одной половинкой его попы). Другой рукой мама аккуратно придерживает младенца за вторую половиночку попы и ножку.

Можно высаживать малыша, предварительно произвольно запеленав его ручки. Это делается, чтобы хоть немного «зафиксировать» тело крохи в четком положении. Ведь чтобы безопасно держать новорожденного, его тело должно быть «сгруппировано», а ручки и ножки не должны висеть, раскинувшись. Малыша, который уже сидит, можно держать при высаживании спиной к маме в положении полусидя. Эта поза нам всем знакома. В нашей культуре именно так принято держать маленького ребенка на улице над травкой, если он захотел писать. Девочек высаживать удобно и над ванной, и над тазиком, и над раковиной. Высаживать мальчиков лучше над ванной. В тазик мальчишеские «фонтанчики» могут просто» не попасть», и радости от облитого пола будет мало. Либо маме нужно приспособиться и расположить тазик так, чтобы в стороны ничего не проливалось. Можно поставить таз на табуретку и держать ребенка над ним.

Хорошо, если раз в полгода Вы позаписываете ритмы пописов. Для этого достаточно выделить один – два дня и фиксировать время, когда ребенок «сходил» по маленькому или по большому. Важно отслеживать процесс не по памперсам, а по пеленкам, ползункам или тканевым (марлевым) подгузникам. Возможно, Вы увидите примерно такую картину: пописал сразу после кормления из груди, затем еще два раза с интервалами в пять минут, потом полчаса перерыв. Но на деле вариантом может быть много.

Главное, что Вы начнете понимать физиологические ритмы малыша и сможете подстроиться под него в том, когда отнести его на ванну или тазик. Помните, что ритмы ребенка меняются. Поэтому, если Вы пользовались ими, а потом заметили, что они не состыкуются с реальностью, проверьте. Возможно, они поменялись на короткое время из-за каких-либо внешних факторов (зубки режутся, малыш заболел и проч.). А может быть, ритмы изменились с возрастом, и пора снова позаписывать их в течение 1-2 дней.

Мама может произносить намекающие звуки при высаживании. В нашей культуре это привычные «пс-пс» и «а-а». Кроме того, можно включать воду в ванной (шум льющейся воды помогает младенцу расслабиться и облегчиться). Но этот вариант не всегда удобен. Ведь если ребенок привык к шуму воды как к намекающему звуку, как мама сможет воспроизвести его, если нужно летом «сходить» на улице в травку? Если же вода используется на фоне других намекающих звуков, то это вполне допустимо. Как понять, что пора высаживать ребенка?

1.  По его поведению.

Если новорожденный тихонько беспокоится, ерзает, возможно, он хочет в туалет. Позыв на дефекацию может вызвать у крохи даже плач и сильное беспокойство (в том числе, под грудью).

2. Опираясь на материнскую интуицию и наблюдательность.

Нередко бывает, что мама что-то делает и вдруг вспоминает: а не сходить ли нам с малышом в туалет? Или просто у нее мелькает какая-то неясная мысль про высаживание. Если Вы почувствовали это, сразу берите малыша и несите к тазику или в ванну. Доверьтесь своей интуиции. Практика показывает, что в 90% случаев ребенок действительно хотел «сходить» и с удовольствием делает это.

3. Исходя из записанных ритмов.

Записанные ритм подскажут маме, когда требуется подержать кроху над тазиком, а когда, скорее всего, никаких «аварий» не будет.

4.  Нужно обязательно высаживать малыша перед сном и после, до прогулки и после.

Таким образом, мы сознательно формируем некоторые ритмы ребенка, ненавязчиво приучаем его к навыкам, которые пригодятся ему и позже.

Если ребенка регулярно высаживают, он привыкает к этой практике и ждет, когда это случиться. Такой малыш не будет писать (там более, какать) в штаны, поскольку знает, что скоро его отнесут на ванну или тазик. С прогулки такие дети, как правило, возвращаются в сухом и чистом памперсе (если им его одевают для подстраховки одежды). Большинству детей нравиться высаживание. Они позитивно реагируют на такое дополнительное взаимодействие с мамой и с удовольствием «делают дела», если в данный момент мочевой пузырь или кишечник полны. Но бывают периоды, когда ребенок сопротивляется высаживанию. Обычно это происходит в случаях:

1. Мама переусердствовала и слишком «активно» или против воли «приучала» чадо высаживаться.

Для того, чтобы этого не случилось, напоминайте себе, что Вы – только помощник крохи в деле высаживания. Если его организм хочет, то мама организует процесс. Если мама держит кроху над тазом, а тот просто пока не хочет, надо малыша отпустить, а через полчаса снова предложить.

2. Ребенок подрос и хочет изучать функции своего организма.

Обычно к 7-8 месяцам многие дети, которые почти идеально высаживались с рождения, начинают выгибаться в руках мамы и не позволяют подержать себя над тазиком. Если мама оставляет его в покое, малыш тут же «делает дела», стоя или сидя на полу. Обычно так происходит только с маленькими делами, но некоторые дети сохраняют подобную практику и в отношении больших. В дополнении ко всему, ребенок с явным удовольствием шлепает рукой по образовавшейся лужице или пытается пальчиком потрогать «большое». Родители должны знать, что такое поведение крохи — нормальный этап развития. Можно продолжать предлагать ребенку высадиться, а при сопротивлении сразу отпускать. Можно на неделю прекратить высаживание вообще, а потом предложить вновь и посмотреть на реакцию. Тем не менее, Вы не должны ребенку позволять мочить или пачкать все, что придется: мягкую мебель, ковер и прочее. Лучше выделить для него специальный коврик с поверхностью, которая хорошо впитывает влагу. Держите коврик поблизости. Как только заметили, что малыш замирает (явно хочет «сделать свои дела»), тут же ставьте его на коврик и позвольте «опорожниться». На таком коврике можно дать возможность ребенку и по лужице пошлепать. Затем можно вместе с ним сходить за тряпкой и протереть лужу или убрать «кучку». Причем, не нужно ругать кроху, если он сделал дела мимо, а будьте сами внимательнее к его поведению. Тогда промахов будет мало, а радости – много.

3. Малыш хочет перейти на детский горшок.

Как не странно, бывает, что ребенок сопротивляется высаживанию, когда хочет перейти на горшок. Предложите ему это. Для этого сразу после его акта сопротивления над ванной аккуратно посадите малыша на горшок, сядьте рядом и дайте ему грудь, чтобы расслабиться. Если малыш спокойно сидит и не сопротивляется, сосет, а через минуту – другую «сходит», значит, он действительно решил, что он уже взрослый, чтобы писать на ванну. Возможно, он наблюдал, как на горшок ходил старший братик, сестренка или ребенок в гостях. Для детей пример другого ребенка много значит. Обычно они стремятся копировать друг друга во всем, что касается новых умений и навыков. Это, кстати, можно использовать, если Вы хотите стимулировать приучение ребенка к горшку, его ползание или ходьбу. Сходите в гости в малышу, который это уже умеет. Только не говорите своему крохе: «Вот видишь, он уже умеет, а ты?» Это может отбить у него всякое желание подражать. Пусть малыш в естественной и непринужденной обстановке, как бы  ненароком увидит, как делает другой ребенок. Вы удивитесь, но, придя домой, Ваш кроха, скорее всего, начнет ему подражать.

Правильно организованное высаживание – это не дополнительная «головная боль», как порой думают многие мамы, а заметное облегчение практики ухода за ребенком. Важно и гигиеническое значение высаживания – кожа остается чистой, без опрелостей и раздражения. Ребенок контролирует свой организм и живет в чистоте.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − шесть =